Burnout paradise обзор игры. Обзор игры Burnout Paradise: The Ultimate Box

Переиздания последней вышедшей основной игры в этой гоночной франшизе, во главе угла поставившей зрелищные аварии и дорожный беспредел - отнюдь не неожиданное, но весьма неоднозначное решение со стороны Electronic Arts, учитывая, что текущее поколение консолей находится на рынке вот уже пятый год. К тому же, оригинальная Burnout Paradise , вышедшая чуть более десяти лет тому назад, доступна на двух из трёх целевых систем переиздания - PC и Xbox One, благодаря обратной совместимости с Xbox 360.

Как и многие другие поклонники франшизы, я с нетерпением ждал все эти десять лет, и продолжаю ждать полноценную новую игру от Criterion, которая сумеет по-настоящему взорвать мозг любителям аркадных гонок. Однако, возвращение в Парадайз-сити, на ультракоротких волнах которого вещает бессменный и искромётный DJ Атомико, несмотря на минимальное присутствие каких-либо изменений, по сравнению с оригиналом, сумело наполнить меня массой положительных эмоций и лавиной ностальгии.


Что примечательно в играх Burnout, так это их актуальность на многие годы вперёд, не только из-за отсутствия на рынке вменяемых конкурентов, способных достичь подобного уровня исполнения, но и в целом высокое качество продуктов Criterion Games. В прошлом году я распаковывал свою PlayStation 2 и запускал две игры серии - Takedown и Dominator , а в последний ещё поиграл на едва дышащей PlayStation Portable, с минуты на минуту готовящейся отдать концы. Оба проекта до сих пор играются как минимум хорошо, поэтому нет ничего удивительного, что игровой процесс Burnout Paradise до сих пор актуален.


Огорчает лишь полное отсутствие нового контента. Для тех, кто в своё время пропустил игру, Парадайз-сити уготовил массу интересных испытаний, для однопользовательского и многопользовательского режимов, большое количество авто и кучу всевозможных бонусов, которые ветераны игры получали в качестве платных DLC, самым крупным из которых является апдейт «Big Surf Island» - это довольно большой остров, идеальный для многопользовательских мероприятий и соревнований, на котором игроков ждут дополнительные испытания, рекламные щиты, ворота, прыжковые трамплины и автомобили.

Дополнения поменьше в основном наполняют игру новыми автомобилями - это мощные полицейские машины, игрушечные, легендарные и автомобили со специальной системой подачи азота. Впрочем, нашлось место и новым режимам. Так, набор полицейских машин добавляет в игру сетевой командный режим «Копы и преступники», в котором участники должны соревноваться друг с другом, выбрав для себя роли полицейских или беглецов. Очень классное дополнение - «Набор для вечеринок», по-ихнему Party Pack. Он позволяет восьми игрокам соревноваться друг с другом, по очереди передавая контроллер и выполняя испытания.

Вместе с «Экто-1», в наборе легендарных авто есть крутые отсылки к KITT"у из «Рыцаря дорог» и DeLorean из «Назад в будущее»!


Как и оригинал, Burnout Paradise Remastered предлагает игрокам довольно крупный, хоть вовсе не огромный город с пригородом и близлежащим горным регионом, для исследования на выбранных колёсах - будь то автомобили или мотоциклы. Цель игрока здесь - прохождение гонок разного типа, с целью получания наилучших прав и установления личных рекордов. Сев за игру на полчасика, чтобы выполнить пару-тройку охот и продвинуться поближе к получению следующих прав, можно даже не заметить, как прошло несколько часов, а вместо нескольких побед вы совершили пятнадцать, успев проиграть ещё пять гонок и сбить половину щитов в городе.


Игра несомненно и не на шутку увлекает, особенно если вы, даже будучи ветераном оригинала, не запускали его уже лет семь. Вы всё равно будете помнить большинство трюков и уловок, множество удобных сокращённых путей и трамплинов, помогающих на последних сотнях метров обойти мчащихся впереди соперников. Но в то же время играется Burnout Paradise Remastered достаточно свежо, чтобы вызывать лавину положительных эмоций.

Но стоит ли переиздание своих денег? Всё зависит от вашего желания покуролесить в Парадайз-сити. За 2499 рублей (в PlayStation Store) вы порлучаете доступ к одной из самых увлекательных аркадных гонок последних десяти лет, с большим автопарком, зрелищными авариями, приятной графикой и настоящим раздольем для дорожного беспредела. Цену издатель поставил очень сдержанную, здраво оценив работу, проведённую над игрой - да, она стала лучше выглядеть на современных консолях и ТВ, но физика, декорации, отдельные текстуры и лесенки остались на уровне десятилетней давности. Не ожидайте от этого ремастера ничего, кроме скромного косметического ремонта, в котором оригинальная игра не очень-то и нуждалась.

Так получилось, что наша сегодняшняя рецензия на совпала по времени с подведением игровых итогов 2008 года, куда ей уже никак не попасть - консольные версии, вышедшие почти год назад, мы в расчет не берем. А если бы это вдруг произошло, Paradise не только играючи размазала по стенке Race Driver GRID , нашу «Гонку-2008», но и наверняка отхватила пару-тройку громких наград, придуманных экспромтом специально для нее. Если вы в курсе, что такое Burnout , то без лишних объяснений поймете всю важность момента, которого мы ждали восемь лет (!), с момента выхода первой части. PC-игроки с надеждой облизывались на Burnout 3: Takedown , когда Electronic Arts перекупили студию Criterion Games у Acclaim Entertainment . Надежда была: прежние хозяева, в отличие от ЕА, регулярно обделяли PC вниманием. Но тогда Burnout так и не выбралась за пределы PS2, Xbox и PSP. Ожидание стоило того - сегодня мы получили самую лучшую и современную версию игры, минуя все промежуточные этапы. Burnout Paradise позволяет надолго забыть не только о ее устаревших предшественниках, но и обо всех остальных играх жанра вообще. А это уже хороший повод для небольшой переоценки ценностей.

День жестянщика

О том, чего можно ожидать от лучшей аркадной гонки на земле, мы уже успели рассказать в детальном превью в июльском номере «Игромании» за 2008 год. После этого нас так и подмывало опубликовать вместо рецензии штук двадцать скриншотов из игры, подписать их и выставить оценку. Последняя тоже не вызывала никаких сомнений еще с момента первого знакомства с консольной версией, которая превратила большую часть редакции в буйнопомешанных автогиков. При этом большинство из моих коллег в особой любви к автогонкам не замечены, запускают их лишь изредка, «по работе».

Если уж Burnout Paradise способна совратить тех, кому жанр не интересен в принципе, то что уж говорить о поклонниках, которым на PC все это время был доступен только финский сахарозаменитель под названием FlatOut . Вся прелесть Paradise не в том, что она больше, эффектнее и дороже всех. Первое, что чувствуется при знакомстве с игрой, - это порода . Criterion Games демонстрируют хороший вкус во всем, начиная от музыкального сопровождения (игра начинается под звуки ранних Guns N’ Roses, песня, конечно же, Paradise City), заканчивая дизайном и режиссурой. Игра вообще не страдает блокбастерным занудством в духе Need for Speed , она легка в общении и очень уютна. Новые машины тут выдают прямо на свалке, длинные заставки между гонками отсутствуют в принципе, а разобраться в тонкостях помогает местная знаменитость - диджей Атомика.

Пока мы с радостью первооткрывателей давим на газ и калечим свою первую машину, Атомика подмечает все наши промахи и едко комментирует их, попутно намекая на то, что нужно делать в этой ситуации. А между его репликами из динамиков будет мягко литься Depeche Mode с перепевкой классической Route 66 или ария из оперы «Кармен» Бизе - очень способствует усвоению материала. Атомика здесь вообще выступает главным информатором о жизни города - подсказывает, куда еще можно съездить прокатиться, удачно шутит и порой сообщает актуальную информацию о пробках.

Не битый, не крашеный

Хотя в Paradise City нет пешеходов, на дорогах всегда кипит жизнь, бал правит анархия. Мы уже привыкли, что автомобили в Burnout существуют лишь для того, чтобы увидеть их, разогнаться и тут же разбить - этот мини-спектакль вам не надоест смотреть до самого конца. Одни и те же машины гнутся, бьются и разваливаются каждый раз совершенно по-разному. А камера, в свою очередь, выхватывает самые эффектные моменты. Вот вы только что на скорости протаранили настырного соперника, после чего тот улетел в колонну припаркованных у обочины легковушек, расшвыряв их по дороге. В неожиданное препятствие врезается пара не успевших увернуться участников - и начинается: у одного с характерным скрежетом скручивает капот и стойки кузова, другой в это время делает сальто в воздухе, теряя колеса и двери.

От обреченных машин отлетают тучи мелкого хлама, кусочки стекла и металла, а в самые острые моменты виртуальный режиссер еще и замедляет съемку, позволяя увидеть все, что недоступно взору экспертов Euro NCAP (европейский комитет по проведению независимых краш-тестов), разбивающих машины на жалкой скорости 50 км/ч. В Burnout 300 км/ч - это так, легкая прогулка с ветерком. Здесь даже длинные проспекты кажутся неровными и извилистыми, а медленные гражданские легковушки вообще как будто существуют в другом измерении. Но вы не волнуйтесь - на такой скорости игра слегка помогает с подруливанием, так что реакция уровня пилотов «Фомулы-1» не потребуется.

Джамп ту май Ягуар, бэйби!

Все гонки в Burnout традиционно завязаны на авариях - даже в обычном заезде нет особого стимула торопиться к финишу, ведь можно просто впечатать оппонента в опору моста. А уж в режиме Road Rage аварии - это вообще основа всего. За выбитых с трассы и уничтоженных соперников дают добавочное время, что позволяет увеличивать победный счет до тех пор, пока своя машина не превратится в решето. Не стоит думать, что игра не сбалансирована - гоняться впритирку с соперниками тут интересней, чем в любом Need for Speed. В Paradise впервые появилось ощущение машины - ее, в зависимости от типа привода, уводит вбок при резком торможении и разгоне, да и по характеристикам авто заметно различаются. Какие-то охотно дрифтуют на любой скорости, другие цепляются за асфальт до последнего, а третьи вообще приемлют только одну возможную траекторию - прямую. Причем дифференциация сделана не просто по принципу «чтобы было» - все машины поделены на классы, каждый из которых заточен под разные стратегии езды. Приземистые гоночные болиды развивают самые высокие скорости, но очень хрупки. Тяжелые джипы и микроавтобусы обладают огромным запасом «здоровья», одним касанием расшвыривают соперников по сторонам, но очень неповоротливы. Идеальный вариант - машины для трюков, которые совмещают в себе достоинства двух предыдущих классов и вдобавок замечательно прыгают.

В такие моменты Burnout Paradise вызывает желание обязательно прокатиться на каждом представителе автопарка (а это, на минутку, семьдесят экземпляров) - обычно такие эмоции высекают исключительно серьезные симуляторы. Но Criterion подошли к созданию автомобилей с таким тщанием, что даже записали для каждого из них индивидуальный звук двигателя и трансмиссии - даром что все они нелицензированные. В одном из интервью разработчики упомянули, что сознательно не гонятся за лицензиями, ведь вкладывают в создание каждой из своих машин почти столько же сил, сколько и дизайнеры ведущих автомобильных марок. Что совсем не мешает им копировать лучшие образцы из реального мира - знатоку не составит труда определить, где тут Lotus Esprit, Jaguar E-Type или Ferrari F430. Которые, в лучших традициях серии, можно разрушить хоть до основания - при особо сильных ударах от машины остается разве что скрученный в узел силовой каркас кузова. Но если раньше все эти разрушения были заданы скриптами, то сейчас любая трещина на лобовом стекле просчитывается в реальном времени.

Кругом тонирован

Картинное уничтожение дорогих и не очень автомобилей всегда удавалось Burnout лучше всех, и уже за одно это ей можно было выставлять девять баллов и объявлять самой красивой и адреналиновой гонкой нашего времени. Но Criterion поддали жару, выпустив на PC не обычный порт годичной давности (мы бы не обиделись - игра нисколько не устарела), а улучшенную и доработанную версию, The Ultimate Box . Она выходит также на Xbox 360 и PS3 и во многом отличается от оригинальной в лучшую сторону. Вместо того чтобы выпускать новые части серии раз в году, разработчики задумали расширять ее дополнениями. За прошедший год они успели добавить в игру мотоциклы (!), честную смену дня и ночи, несколько новых режимов, машин и еще кое-что по мелочи.

Первым делом нам, конечно, не терпелось опробовать в деле мотоциклы. Дотошность Criterion сработала и здесь - двухколесные аппараты фантастически быстры и красивы, они еще больше обостряют невероятное чувство скорости Burnout. Их звук, который на средних оборотах кажется похожим на пылесос, хочется слушать запоем, стоит лишь байку вдохнуть полной грудью и выйти на максималку. Различных мотоциклов завезли в Paradise ровно четыре штуки - от легковесного «уличного бойца» до тяжелого 1100-кубового шоссейника. Управляя ими, с непривычки чувствуешь себя верхом на снаряде, выпущенном из катапульты. Носиться по ночному городу на двух колесах поначалу настолько нравится, что какие-то призы и гонки кажутся абсолютно ненужными. Только потом начинаешь понимать, что мотоциклы можно было проработать и получше.

На наш взгляд, сюда просто просится режим, в котором можно было бы соревноваться на байках с обычными автомобилями. Нечто подобное было даже в Test Drive Unlimited и Project Gotham Racing 4 , где мотоциклист на трассе мог почувствовать себя практически тореадором среди стада разъяренных быков, в роли которых выступали тяжелые железные автомобили. С такой моделью повреждений, как в Burnout, противостояние мотоциклов и легковых машин могло обернуться совершенно новым жанровым опытом. Но сейчас байки нельзя даже разбивать, не говоря уже о гонках бок о бок с соперниками. Criterion ограничились лишь скучными тайм-триалами и коллекционированием чекпойнтов в полном одиночестве. На фоне блестящей проработки всего остального это, по сути, единственный недостаток Ultimate Box, но тут как раз такой случай, когда чем больше дают - тем больше хочется. Заядлым байкерам остается лишь мультиплеер, в котором они смогут хотя бы помериться рулевыми вилками с живыми соперниками.

Еще один новый режим - Burnout Party. Идеологически он очень напоминает мини-игры из обеих частей FlatOut, только вместо тела водителя снарядом тут служат собственно машины. Которые, кстати, несколько отличаются от тех, что доступны в синглплеере: приготовьтесь увидеть биг-футы в сумасшедшей раскраске и розовые кабриолеты. Обычные задания в этом режиме - выполнить несколько трюков, удержаться на дороге или разломать какую-нибудь конструкцию. Но делать это нужно не в одиночку, а в компании от 2 до 8 человек, которые по замыслу разработчиков сменяют друг друга за клавиатурой. По большему счету, Burnout Paradise не нужны подобные пятиминутные забавы - она и без них полностью самодостаточна и способна увлечь небольшую компанию одним только режимом Road Rage, где можно посоревноваться в количестве выбитых с дороги соперников. А для компании, которая в одной комнате не помещается, всегда есть мультиплеер. Сетевая игра тут сделана как в лучших домах и позволяет соревноваться даже скоростью прохождения каждой отдельной улицы, не говоря уже про стандартные гоночные режимы.

И не забывайте также время от времени заглядывать в электронный магазин Burnout Store - сюда обещают выкатывать свежие бустер-паки, добавляющие в игру кое-что интересное. О ближайших планах разработчиков на этот счет читайте во врезке. На нынешний год у Criterion также запланирован релиз многообещающего аддона Premium Pack, но что он будет включать в себя и на каких платформах появится - пока не сообщается.

Говоря о платформах, можно еще вспомнить прошлогодние обещания разработчиков полностью переработать внешний вид PC-версии. Этого, конечно, не случилось - изменения тут сугубо косметические. Где-то слегка повысили разрешение текстур и изменили светофильтры в «аварийных» сценах, но, запуская игру на обычном мониторе, всего этого можно и не заметить. Для полноты эффекта предполагается наличие у вас не менее трех (!) одновременно подключенных мониторов. Но главное, пожалуй, достоинство PC-версии в том, что она абсолютно не тормозит даже на очень скромной (по нынешним меркам) рекомендуемой конфигурации.

* * *

У Burnout Paradise есть отличные шансы стать одной из лучших гонок 2009 года. Она не просто великолепна сама по себе, она развивается, становится лучше, обрастает дополнительным контентом и всегда остается на пике моды. Нам даже не сразу удалось вспомнить, какая из гоночных игр за последние годы получала у нас заслуженные 9,5 балла (правильный ответ - эпохальный симулятор Grand Prix 4 ), но это просто потому, что на PC не было Burnout. Теперь наконец-то есть.

ПЕРЕВОД: Русская локализация получилась очень неровной - неплохо подобранный голос диджея контрастирует с топорно переведенными текстами. Так, свалка в русской версии зачем-то так и осталась «джанк-ярдом», труднопереводимое слово «Burnout» превратилось в банальное «ускорение», а «Take Down» - в «жертву». Если вы имели счастье видеть и слышать английскую версию, все перечисленное будет неприятно раздражать.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - нет

Оригинальность - да

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 10

Графика: 9

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Burnout Paradise наконец-то появилась на PC - все остальные аркадные гонки могут складывать оружие прямо сейчас. Потому что ничего лучше до выхода следующей части не произойдет.

1 2 Все

Плюсы
большой выбор разнообразных соревнований; полная свобода передвижения в рамках целого города; шокирующе правдоподобные автокатастрофы; мягкий переход от одиночного режима к коллективному; отличный саундтрек.
Минусы
при всем богатстве возможностей развлекать себя приходится самому; нет смены времени суток и погодных условий; в автомобилях не хватает водителей.
Автомобильные аварии неизменно собирают толпы зевак, и чем страшнее катастрофа, тем больше народа сбегается поглазеть на ее чудовищные последствия. Трудно сказать, чем так привлекает публику вид искореженных машин, но факт налицо, и студия Criterion Games не первый год умело его использует. В Burnout Paradise авторы отшлифовали свои старые идеи до глянцевого блеска, распахнув перед поклонниками безбашенной езды новые горизонты.

Состязания теперь проходят не на разрозненных трассах, а на улицах огромного мегаполиса Парадайз-Сити. Он представляет собой усредненный образ современной столицы — оплетен паутиной скоростных шоссе и узких улочек, пестрит рекламными щитами, сверкает небоскребами из стекла и бетона, а на окраинах встречает путешественников крутыми горными склонами и живописным побережьем. Правда, все это не более чем декорации на колоссальной игровой площадке. В местном порту не бурлит торговля, в обсерватории никто не следит за звездами, на перекрестках нет ни единого пешехода — город существует исключительно ради гонок и, буквально, расшибания сверкающих болидов об стену.
Круче Диснейленда
Аттракционов в автомобильном раю больше, чем в Диснейленде — буквально на каждом перекрестке открываются новые соревнования, причем даже самый банальный заезд от старта к финишу сопровождается феерическими спецэффектами. Грязная игра здесь не только не запрещается, но всячески приветствуется, поэтому первым красную ленту обычно пересекает не самый быстрый, а самый жесткий. Соперников можно и нужно выталкивать на встречную полосу, провоцируя чудовищные лобовые аварии, выжимать на обочину, чтобы они с грохотов втыкались в бетонные заборы, и сбрасывать с многоэтажных эстакад. Другие водители ведут себя соответственно, они умело подрезают и "бортуются", а иногда просто таранят жертву на полном ходу, превращая хромированный болид в груду железного хлама.

Трюковые соревнования не столь агрессивны, но не менее увлекательны. Асфальтированные магистрали с аккуратной разметкой и начищенными до блеска светофорами — лишь одна сторона Парадайз-Сити. Но в тени многоэтажных зданий и за хлипкими заграждениями с яркими предупреждающими знаками водителей поджидает совсем другой мегаполис. На тайных тропах попадаются трамплины и кочки, под колесами трещат кучи мусора, а на пути то и дело возникают и разлетаются в щепки деревянные скамейки. За дикие прыжки, заносы и порчу муниципального имущества начисляются необходимые для победы баллы. Впрочем, на захламленные переулки стоит обращать внимание и во время классических гонок, поскольку "неофициальные" трассы позволяют значительно сократить маршрут.

Сплошной краш-тест
Другое дело, что на бешеной скорости нелегко заметить даже трехполосный перекресток, не говоря уж о скромном отвороте. Когда из выхлопной трубы вырывается пламя, окружающий мир сливается в сплошную пелену разноцветных пятен, и с непривычки выбрать нужный путь весьма проблематично. Хотя авторы пошли навстречу гонщикам и спроектировали дороги таким образом, что альтернативные маршруты сами "лезут под колеса". Да и резко свернуть в подворотню совсем не сложно — законы физики в Парадайз-Сити действуют очень избирательно, вежливо стараясь не портить удовольствие.

Но даже если вместо тщедушных металлических ворот перед машиной неожиданно вырастет монолитная стена, водитель не уйдет разочарованным. Любое столкновение проигрывается в "замедленной съемке", так что можно без труда различить неторопливо сминающийся капот, въезжающий в салон двигатель и фонтаны перемолотого в крошку стекла. Изуродованный кузов кувыркается по дороге, словно кегля, рассыпая снопы искр и сшибая с трассы зазевавшихся автолюбителей. Настоящий праздник разрушения!

Если устраивать погромы в одиночестве надоест, коллективные заезды всегда под рукой. Не прекращая колесить по городу, можно вывести список доступных сетевых соревнований и отправиться к точке сбора. Вы также вправе устроить собственные гонки, определив место старта и финиша. Еще одна из удачная находка для многопользовательского режима— трансляция фотоснимков. Если к консоли оппонента подключена камера, и во время гонки вы безжалостно разбили его машину, на экране появится фотография, отражающая его реакцию на ваш дерзкий поступок. Странно, что борцы за нравственность еще не обрушились с критикой на эту функцию, ведь никто не мешает обиженному сделать перед объективом неприличный жест или, не дай бог, подсунуть какую-нибудь неприличную часть тела.

Смысла в происходящем нет никакого, но он здесь и не нужен — когда сломя голову лавируешь в плотном потоке, безнаказанно подрезаешь всех подряд, сносишь ограждения и выделываешь самые опасные трюки, о смысле, сценарии и прочих мелочах особо не задумываешься. Burnout Paradise дарит пьянящее чувство свободы, недостижимое на улицах реальных городов, где пробки, ГИБДД, повышение штрафов и травматология.

Настоящий проект "нового поколения". Детально отрисован немаленький город с огромным количеством скамеек, урн и хлипких заборов, которые весело отскакивают от бампера автомобиля. Дорожно-транспортные происшествия завораживают, а повреждения машин отображаются настолько детально, что напоминают съемки профессиональных краш-тестов. Помимо титульной песни Paradise City группы Guns n Roses в саундтреке использованы хиты от ряда других звезд мировой величины, в числе которых певица Аврил Лавин (Avril Lavigne) и группа Depeche Mode. Их музыка отлично сочетается со скрежетом, грохотом и звоном бьющегося стекла, которые сопровождают любой заезд. Автомобили даже не пытаются вести себя, как в жизни, но главное, что их выкрутасы вполне предсказуемы. Там, где настоящая машина сорвется в неуправляемый занос, местный транспорт под истеричный визг шин уверенно продолжает движение. Такой подход упрощает маневрирование на больших скоростях, необходимое для сумасшедшей езды по встречной полосе и поиска альтернативных маршрутов. Парадайз-Сити — это огромная игровая площадка с десятками разнообразных аттракционов. Они не связаны друг с другом сюжетом, зато способны вызвать массу положительных эмоций и развлечь даже самого привередливого зрителя. В одних соревнованиях ставка делается на трюковое вождение, в других — на агрессию, в третьих — на скорость, но главное, что в этой игре никогда не надоет отправлять чужие машины в отбойник. После некоторого замешательства, вызванного необходимостью выбирать, куда и зачем ехать, наступает форменная эйфория. Авторы придумали десятки способов "игры в машинки", каждый из которых по-своему увлекателен. От разнообразия аттракционов разбегаются глаза, а от феерических аварий захватывает дух. Кроме того, после жестко заданных рамок предыдущих частей серии свобода перемещений по Парадайз-Сити — как глоток свежего воздуха.

Для владельцев PC Burnout - пришелец с другой планеты. Она была где-то там, в этих жужжащих коробках черного и пурпурного цветов, светилась на дорогущих плазмах, подключенных к Xbox 360, и собирала толпы народу для соревнований. В чем секрет такого успеха? Вроде обычные аркадные гонки…
Летающий светофор

Про "обычные" - не совсем верно. Настоящий фурор случился с выходом четвертой части - Burnout: Revenge - где все правила дорожного движения скомкали в принцип "не врезайся и гони!", позволив заодно швыряться дорожным трафиком. Пролетел по воздуху 30 метров - получи бонус к скорости, ткнул в соперника неторопливой легковушкой - награда удваивается. На время заезда скучный городок (или горная трасса, или заброшенная ферма) превращался в полигон для четверых безумцев, не боящихся царапин на глянцевой эмали и мнущих дорогие тачки, словно пустые банки от колы. Новая Burnout Paradise, вышедшая на консолях, была спорной. Казалось бы, ваяйте дальше, уважаемые Criterion Games, ведь отличная задумка с трафиком себя оправдала! Ан нет. Издеваться над малолитражками стало куда сложнее, хотя взамен подарили свободный город.

И тут приставочная серия решилась на визит в ПК-края. А что - особой конкуренции нет, разве что FlatOut (кстати, заметьте схожесть названий) позволяет разбивать машины в хлам под энергичную музыку. Но там уже другой коленкор - наша сегодняшняя гостья обитает в цифровом виде, а потому не заботится о гравитации и физике. Главное - чтобы искр побольше и вмятины посочнее.

Крадущийся Ferrari

Бодрая атмосфера задается с самого начала. За кадром - электрогитары, главное меню сочное и лаконичное, знает, видать, что геймеру нужно сразу в гущу событий. По одному нажатию кнопки переходим к выбору колес. Разработчики изволят шутить: чудо техники не выезжает из-за угла, призывно помигивая фарами, оно с грохотом падает на гравий (очевидно, с крана). Намеков на гламур никаких - трещины возведены в культ, изящная форма плавленой кастрюли в подарок. Еще желающие могут испробовать мотоциклы, однако бьются те неохотно. Закончив с приготовлениями, мы выезжаем с автосвалки на залитую солнечными лучами дорогу.

Город Paradise тянется от морского побережья до горных тропок, меняя пейзажи, словно модница сумочки. Даунтаун с небоскребами, за ним порт, потом железная дорога. Понять, что по городу носишься без особой цели, можно через полчаса. Как и в Test Drive Unlimited, бездельничать здесь приятно. Развлечения находятся сами собой: разбить агрессивный рекламный щит на большой высоте, сигануть с горы, перевернуться в воздухе на 360 градусов, крикнуть "Юху!" вслух и повторить…

Мстительный утюг

Гонки с AI-соперниками поднялись на новый уровень. И дело не в режимах, задвигающих кольцевые заезды подальше, а в удобстве. Чтобы стартовать, нужно всего лишь подъехать к светофору, вдавив педали тормоза и газа в пол. На запах горелой резины моментально являются жаждущие скорости. Стандартная комбинация "esc, race->start race->choose car->-start" уходит в прошлое. По крайней мере, в Burnout.

Гонять, собственно, можно по-разному: Marked Man предлагает доехать до определенного района под атакой двух Злобных Тонированных Иномарок черного цвета, Stunt - перелететь через пропасти и прочие опасные места ради заработка очков. Race, Time Race и Drift в комментариях не нуждаются, выдавая всю суть названием, однако режимы Showtime и Road Rage без пояснения не уйдут - уж больно они хороши. Была в предыдущей части забава Crash Time, где начиненный динамитом грузовик должен был сдуть взрывной волной как можно больше трафика, сиганув с моста на какую-нибудь автостраду. Но уровни были линейны, отчего успеха можно было достичь просто перебирая комбинации одну за другой. Теперь же изменения налицо - взрываться дозволено в любом месте, хоть по несколько минут подбирая особо мясистую "пробку". В Road Rage важно отправить в ДТП как можно больше соперников. Те и сами не лыком шиты - обожают ювелирно подрезать, направляя к столбу или грузовику, ползущему по встречной полосе. Троекратный сход с дистанции означает проигрыш всей гонки. У машин появился запас прочности, и "легкие" экземпляры ломаются куда быстрее тяжеловесных. Скучной езды по ремонтным мастерским нет - после восстановления можно легко повторить попытку.

Металл и 200 километров

У Burnout Paradise есть замечательная черта - она смотрится симпатично на скриншотах, а в движении очаровывает по самое не балуй. Не может просто экранный снимок показать всей грации падающих искр, вычурных камерных ракурсов и самой главной "фишки" - мнущихся в реальном времени машин. Любое столкновение - словно сцена из боевика, тщательно продуманная и поставленная. "Поцеловавшись", оба авто морщат капот, угрожающе хрустят стеклом, а моментом позже, когда гипноз slow-mo спадает, разлетаются каждый в свою сторону.

И, конечно же, детали. Выбоины на шоссе заделаны асфальтовыми заплатками (наверняка знакомое зрелище). Счесанная краска валяется на земле причудливыми конфетти. Припаркованные машины гудят сигнализацией, стоит только притронуться к ним.

К музыке подход демократичный. Главным критерием при выборе был, похоже, темп - как иначе объяснить, например, соседствующие треки Killswith Engage и Аврил Лавин (Avril Lavigne) в одной игре? Музыка делает свою работу, эффекты - свою. Больше сказать особо нечего, поскольку в звуковое полотно вложились основательно и профессионально.

Красиво, добротно и качественно - оттого и редакционная наградная медалька вкупе с хорошей оценкой. Однако у Burnout Paradise есть два заметных недостатка - общая бесцельность (кроме, разве что, желания получить самое престижные водительские права) и невозможность игры на одном компьютере с партнером. Да-да, split screen вырезан и теперь потолкать машинки компанией проблематично. Суррогатный Party, совмещенный с тормозным интерфейсом, не способен заменить тех безбашенных гонок, что разворачивались в Revenge. Есть надежда, что можно будет докупить кооператив через онлайновый магазин EA (весьма навязчивый, хоть и красивый), однако никаких анонсов на эту тему пока не было.

[b]Итог

[b]Хит. Пускай и где-то залепленный дегтем.

[b]Плюсы: чувство свободы; бешеная динамика; великолепная графика.
[b]Минусы: некоторое однообразие; отсутствие split screen.

В большинстве аркадных гонок аварии, даже самые зрелищные, вызывают у иgгроков одну и ту же реакцию: крепкое словцо, зубовный скрежет, нанесение увечий клавиатуре или геймпаду, а иногда — Esc/Quit либо вообще Uninstall. Однако после нескольких часов в Burnout Paradise (первом представителе популярной консольной серии на РС) искренне не понимаешь, как можно быть таким несдержанным. Во всяком случае, тут чувствуешь себя куда расслабленнее, чем в NFS , GRID или FlatOut , и высокий «градус бешенства» игре не грозит.

Автомобильный рай

С первых минут может показаться, что Paradise City, прославленный Guns N"Roses в главном меню и встречающий гостей гигантской «вывеской» на холме, — город-мечта. Не очень маленький и не слишком большой, в меру разнообразный, без недоступных поначалу районов. Плотно застроенный деловой центр, набережная, порт, железнодорожные пути, широкий хайвэй, серпантин, обсерватория и ветряная электростанция в живописном пригороде — катаемся без ограничений, не задумываясь, пустят нас куда-нибудь или нет. Подгрузки не беспокоят, шероховатости не царапают взгляд, картинка хороша в любое время суток , да еще и технология SSAO добавляет ей реалистичности (за удовольствие приходится платить снижением fps, хотя в целом обладатели не самых современных видеокарт теряют немного). Исключительно качественная оптимизация.

Жаль, выглядит райский уголок безжизненно. Ну, пустынные улицы — это понятно, не Carmageddon же, а вот машины без водителей… какое-то сборище «летучих голландцев» на колесах. Зато недостаток оживленности и разрушаемости с лихвой восполняют многочисленные срезки, альтернативные пути, секретные места, не указанные на карте (проще всего отыскать их в онлайновых испытаниях), и «коллекционные» объекты: желтые ограждения, рекламные щиты, трамплины, нитро-заправки, свалки… Тот, кто «открыл» все дороги в Test Drive Unlimited , наверняка оценит масштаб. Кстати, здесь, как и на , тоже возникает желание бесцельно кружить по окрестностям, везде совать свой нос, изредка ставить локальные рекорды и наслаждаться разностильной музыкой. Быстрый уверенный разгон по вечернему West Lake Drive, что в Sunset Valley, под «Лунный свет» Клода Дебюсси … Поклонники классических произведений будут удивлены. Только вида из салона не хватает для полного счастья.

В хлам!

С упомянутых выше свалок и выезжают нелицензированные, но узнаваемые участники будущих дорожных вакханалий — новые авто либо выдают по мере прохождения, либо выпускают на улицы, дабы игрок отлавливал их и отправлял в гараж. Возня с ними не утомляет: простенькая покраска, починка — проезд через мастерскую, апгрейд — специальная гонка с таймером, позволяющая добыть слегка модернизированную версию. Особых водительских умений не требуется, ибо физика «возмутительно» аркадная, шокирующая более-менее серьезных компьютерных пилотов долгими заносами на высоких скоростях и тому подобными преступлениями против реализма.

Все машины в Burnout Paradise распределены по трем классам: Aggression, Stunt и Speed. Чем дальше, тем важнее выбор для конкретного режима . Для «Marked Man» (злобные преследователи во что бы то ни стало пытаются размазать нас во время спринта) или «Road Rage» (скоростное набивание автофрагов) пригодны тяжелые, мощные «агрессоры» вроде фургона или пикапа, для акробатического «Stunts» — что-нибудь склонное к заносам, и т. д.

Принципиальное различие между моделями — в методе пополнения нитро. Одни набирают его трюками, другие — опасной ездой, третьи — выводом из строя конкурентов. Управляемость тоже неодинакова, но тут все элементарно: спорткары ценят нежное обращение, поскольку попадают в переплет от малейшего чиха, а грузные Citizen или Inferno Van спокойно обтирают стенки в поворотах и расталкивают медленно ползущие препятствия. Хотя главное-то в Burnout — не первое место, а количество и грандиозность автокатастроф, устроенных на пути к нему. Протаранить автобус на последнем перекрестке, уступить сопернику и лишь довольно усмехнуться — редчайший для аркады позитив. Сминающиеся кузова, отлетающие колеса, двери и прочие детали, мелкая крошка на асфальте, замедленные повторы — блюдо дня представлено во всей красе. Конечно, слишком уж частые аварии постепенно надоедают, проскальзывает некоторое однообразие (во FlatOut было чуть интереснее), да и ролики нельзя пропустить или отключить. Зато это хороший стимул регулярно менять машину — благо, их в BP более 70.

Чрезмерно растянутая карьера — изъян посерьезнее. Она разбита на несколько частей: победив в ряде гонок, мы получаем права очередной категории, после чего… завершенные заезды «обнуляются», к ним присоединяются новые, и цикл стартует заново — аккурат на тех же светофорах будут те же самые этапы. Вдобавок на карте не предусмотрен мгновенный переход, отсутствие GPS (вызвавшее почти столько же споров, сколько и «отрезанный» спидометр) усложняет навигацию… Но если не воспринимать Burnout Paradise как игру, которую позарез надо пройти за три-четыре вечера, — ничего страшного. Остальным же придется искать спасения в онлайне.

Look out for these drivers!

Однако сперва нужно окончательно перебороть в себе неприязнь к кошмарному интерфейсу: заторможенные страницы меню перелистываются по F1/F2, отдельные функции закреплены на цифровой панели, а выйти в систему проще по Alt-F4, нежели через нагромождение закладок. Особенно тяжко поначалу владельцу сервера, запускающему состязания в сетевой партии. Правда, обычно семерым его гостям скучать некогда — в режиме свободной езды игроки организуют небольшое «destruction derby», радостно встречая снимок поверженного противника, сделанный веб-камерой.

Развлечения здесь такие же, как и в «сингле», но ощущения совсем другие. Нет назойливого «респауна» компьютерных оппонентов в «Road rage» и «Marked man», нет « », а гонки с несколькими контрольными точками превращаются в веселое спортивное ориентирование на местности. Даже без GPS можно найти правильный маршрут: заучить карту, следить за мигающими «поворотниками» или названиями улиц, вспыхивающими вверху экрана, либо просто сидеть на хвосте у лидеров. К сожалению, хватает и «читеров», и любителей показать свою крутость в рейтинговых заездах (в мультиплеере доступны модели, заработанные в одиночной игре, и некоторым очень по душе классовое неравенство).

Тем же, кому приелись стандартные режимы, прямая дорога к почти 500-м онлайновым испытаниям, от легких типа «разбей рекламный щит» до сложных командных, причем успехом там пользуются и автомобили, и мотоциклы . Только подбирать игроков под такие мероприятия лучше заранее — примерно половина участников не слушают, что им говорят, и не читают пояснительные комментарии, а текстовый чат разработчики проигнорировали.

Резюме

Свободная от многих стереотипов и шаблонов аркада. Слово за единоутробным конкурентом — Need for Speed .

Мини-режиму «Showdown» (клавиша S) подобные тонкости чужды — его можно запустить в любой точке города и на любой машине. Суть проста: пока не кончился запас нитро, нужно кувыркаться по трафику, стараясь раскурочить побольше техники.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!