Атмосферные спутники: дроны на солнечных батареях. Беспилотник на солнечных батареях может серьезно потеснить спутники Использование в России

В наше время учёные не забывают хотя бы раз в месяц упомянуть, что нефть заканчивается, газ на исходе, энергия атома опасна, и вообще, через двести лет человечество перейдёт на так как мировая экономика и производство встанут без топлива. В противовес этому в средствах массовой информации много статей о развитии технологий воздуха, воды, отходов животных и человека и другие разные варианты. Некоторые из них похожи на фантастику, иные имеют реальные технические наработки и уже вовсю используются, как, например, энергия солнца.

Солнечная энергия

Мы привыкли, что любимое светило дарит нам тепло и свет, помогает выращивать урожай, греет воду в озёрах, реках и морях. Но, помимо этого, энергия солнечных лучей может использоваться иначе. Уже несколько десятков лет назад на рынке появились калькуляторы с солнечной батарейкой. Сейчас этим никого не удивишь. Есть готовые проекты: по ним уже построены первые дома, которые обогреваются за счёт солнечной энергии и эксплуатируются в России в условиях зимы. Проект предусматривает резервное отопление, так как в наших краях солнце может закрыть тучами надолго.

Каждый обыватель может купить солнечные батареи, вот только цена очень кусается. Кроме того, дешевле получать энергию и тепло привычным способом. Однако в условиях отсутствия обычных источников энергии, например в далёких экспедициях или в космосе, солнечные батареи являются основными. В Европе жильцы частного сектора располагают их на крышах собственных домов и продают излишки электроэнергии своему же государству. А ведь Германия не самая солнечная страна. Плюс солнечной энергии ещё в том, что она возобновляемая. Хоть учёные и говорят, что Солнце не всегда будет светить, но, по сравнению с человеческой жизнью, наше светило вечно.

Самолёт на солнечных батареях

В наше время построили такое воздушное судно. Пусть оно не очень быстрое и манёвренное, зато его топливо ничего не стоит, вредных выбросов нет. расположены по всей поверхностям крыльев и самого корпуса. На испытательном перелёте самолёт преодолел 1541 км из Феникса в Даллас. Максимальная высота составляла 8200 метров, а средняя скорость - 84 км/ч.

Самолёт на пилотировал один из его создателей — Андрэ Боршерг. Этот перелёт - один из его очередных рекордов, ранее он совершил путешествие в 26 часов на этом же самолёте под названием Solar Impulse. Сейчас испытатель активно строит планы пересечь всю Америку, а потом совершить кругосветный перелёт.

Вся команда, которая создавала судно и готовила его к эксплуатации, старается сделать всё возможное, чтоб её работа максимально освещалась в средствах массовой информации. Ведь основная задача таких мероприятий - показать всему миру, что энергия солнечных лучей имеет большие перспективы и может максимально использоваться человеком.

История создания

Solar Impulse представляет собой планер с размахом крыльев в 63,4 метра, его масса - 1,5 тонны, имеет четыре электрических двигателя с общей мощностью в 7 киловатт. Предусмотрено, что освещение солнечных батарей может быть неравномерным. Больше четырёхсот кг приходится на литиевые аккумуляторы, которые заряжаются на стоянке. Любой прежний самолёт на солнечных батареях летал только за счёт подзарядки от солнца, аккумуляторы если и были, то небольшие.

Сейчас создан Solar Impulse 2, он гораздо крупнее своего предшественника, имеет больше солнечных ячеек — целых 17 тысяч. Размах крыльев - больше 70 метров. Его сделали из углеводородного волокна, чтобы уменьшить массу. Тем не менее он весит 2,3 тонны. Благодаря мощным аккумуляторам он может лететь в течение нескольких дней и ночей со скоростью от 50 до 100 км/ч.

Перспективы солнечного топлива

Существует огромное количество примеров использования солнечной энергии. Самый простой был показан ещё в советском фильме «3+2», где доктор физических наук выложил в зонтике зеркала и отражённым светом подогревал еду в котелке. Сейчас в науке развивается технология использования теплоизоляции, которая имеет поверхность, воспринимающую солнечную энергию.

По той же технологии уже выпускаются и работают установки для просушки сельскохозяйственных культур и обогрева домов. Чтобы не делать их слишком большими по площади, в поверхности нагревателей делают канавки, которые увеличивают площадь материала, воспринимающего солнечную энергию.

В регионах нашей планеты, где суровые зимы, большая часть энергии уходит именно на отопление. Для экономии энергии развивают пассивные солнечные системы, которые имеют большую площадь, обращённую к солнцу, собирают энергию и прогревают дом. Идея хороша, но сложна в исполнении. Дом должен иметь отличную изоляцию, необходимо регулировать вентиляцию, при использовании только солнечной энергии оптимальная температура в доме достигается только к середине дня, а летом в нём слишком жарко.

Самолёт на солнечной энергии является прекрасным примером нераскрытых возможностей. На нём установлен некий прототип пассивной системы. Но существуют и активные. В них нагревается вода или воздух. Уже потом они, как теплоносители, поступают в дом. Их проще контролировать, можно устанавливать на уже построенные дома, но их эффективность недостаточна для суровых зим России. Однако в гибридных системах при совмещении с привычными источниками энергии активные солнечные системы позволяют экономить до 60 процентов энергоносителей.

Солнцемобиль

Самолёт на солнечных батареях - это не единственный современный транспорт на таком типе энергии. Существует солнцемобиль, и даже не один. Каждый год в Швейцарии проводится соревнование между такими машинами, называется оно «Тур де сол». Гонка длится шесть суток. Каждый день участникам надо преодолеть от 80 до 150 км по дорогам Швейцарии и Австрии.

Несколько лет назад такой солнцемобиль совершил проезд через Россию. Оказалось, что его колёса не могут проехать по нашим просёлочным дорогам, и движение шло по магистралям. Россия велика, и не везде достаточно солнца. Но, несмотря на все трудности, солнцемобиль завершил свой маршрут. Максимальная скорость такого транспорта составляет 170 км/ч. Использование солнечной энергии в виде солнцемобиля получило ещё одно положительное подтверждение. В Европе некоторые модели уже вошли в серию.

Солнечные батареи. Цена. Производство

Солнечные батареи, по сути, являются фотоэлементами, которые преобразуют солнечную энергию. В фильме «Марсианин» они наглядно показаны, когда главный герой после катастрофы очищает их от пыли. В России они не пользуются популярностью и не производятся. Обычный минимальный частный заказ формируют на сумму от 9 тыс. рублей. Сами солнечные батареи, цена которых колеблется в зависимости от размеров товара, стоят от полутора тысяч рублей до 15 тыс.

Использование в России

В нашей стране солнце светит регулярно, но не очень сильно. Примеры использования солнечной энергии, изложенные выше, могут быть применены и на просторах нашей страны. К сожалению, эксплуатация батарей окупится только в долгосрочной перспективе. Но если учитывать не только количество денег, но и экономию природных ресурсов, то можно уверенно сказать, что эту технологию необходимо максимально развивать и активно использовать.

Реальные самолеты, которые питаются от солнечных батарей, уже существуют. Можно ли сделать своими руками такой же, или хотя бы приближенный к реальности, аналог, то есть модель самолета на солнечных батареях, которая была бы полностью автономной и не нуждалась в подзарядке от сети или в смене батарей. То есть, чтобы это был маленький “летающий” .

В этом направлении продвинулся мастер, создавший движущуюся модель самолета на солнечных батареях, которая, к сожалению, способна летать лишь условно, будучи подвешенной на нитке Но и это решение представляет некоторый интерес для конструкторов игрушечных летательных аппаратов.

Этот самолетик автор сделал для своего сына, решив снабдить свое самодельное летательное устройство солнечными панелями и маленьким моторчиком. В качестве генератора электроэнергии был использован маломощный дачный светильник, точнее, его начинка. На самолетик были поставлены две такие панельки. Движок также был внутри этого светильника, который имитировал порхание крыльями бабочки. Работал этот светильник только днем, для долгого заряда, учитывая большую нагрузку в виде двигателя, он не был пригоден.

В модели самолета моторчик от светильника использован для вращения винта. Благодаря тому, что были поставлены две солнечные панели, даже свет настольной 40-ваттной лампы позволяет вращаться пропеллеру, довольно габаритному для таких размеров самолета. Как показано на видео, мотор успешно приводит в действие этот винт, если держать его недалеко от лампочки. При приближении к ней, винт приходит в движение и, соответственно, при удалении, останавливается.

Леска, к которой привязан самолетик, не дает ему свалиться, реально летать этот “летательный” аппарат не сможет. Для игровых и декоративных целей такая связка вполне хороша. В отличие от статичных моделей такое устройство имеет динамику, вызывает интерес, имеет некоторую энергетическую ауру. Особенно приятно, то, что самолет двигается совершенно автономно, нет необходимости хоть как-то его подзаправлять. Естественно, работать он будет только в дневное время. Особенно активно летает он на балконе, где много солнца. Наверное, для растений, которые растут на балконе в горшках, вентиляция, которую создает этот самолет, полезна.

Самолет на солнечных панелях

Лето 2010 года навсегда войдет в историю авиации. Впервые пилотируемый самолет на солнечных батареях совершил беспосадочный полет длительностью более суток. Уникальный прототип СОЛНЕЧНОГО САМОЛЕТА HB-SIA - детище швейцарской компании Solar Impulse и ее бессменного президента Бертрана Пикара.

В своем послании, размещенном на сайте компании после успешных испытаний летательного аппарата , Пикар отмечал: «До этого дня мы не могли по-настоящему рассчитывать на чье-либо доверие. Теперь же мы действительно можем показать всему политическому и экономическому миру, что эта технология работает».

Ранним утром 7 июля благодаря энергии, вырабатываемой 12 тысячами солнечных элементов , установленных па крыле длиной более 64 метров (вполне сравнимо с габаритами лайнера Airbus А340), необычного вида одноместный самолет весом в полторы тонны поднялся с аэродрома в Пайерне (Швейцария). За штурвалом сидел один из основателей Solar Impulse , 57-летний швейцарский пилот и бизнесмен Андре Боршберг.

«Это был самый удивительный полет в моей жизни, - заметил он после приземления. - Я просто сидел и смотрел, как уровень заряда батареи поднимается с каждым часом, и гадал, хватит ли емкости на всю ночь. А в результате пролетал 26 часов без единой капли топлива и какого-либо загрязнения окружающей среды!»

Solar Impulse – не первый самолет на солнечной энергии , построенный человеком, но первый, преодолевший границу между днем и ночью с пилотом на борту.

Модели СОЛНЕЧНЫХ САМОЛЕТОВ начали появляться в 1970-х годах с выходом на рынок первых доступных по цене фотоэлектрических элементов, а в 80-е начались и пилотируемые полеты. Американская команда под руководством Пола Маккриди создала самолет Solar Challenger мощностью 2,5 кВт, который совершал впечатляющие многочасовые полеты. В 1981 году ему удалось преодолеть Ла-Манш. А в Европе Гюнтер Рохельт из Германии поднялся в небо на собственной модели Solair 1, оснащенной двумя с половиной тысячами ячеек общей мощностью около 2,2 кВт.

В 1990 году американец Эрик Реймонд пересек Соединенные Штаты на своем Sunseeker. Впрочем, на путешествие с двадцатью остановками ушло более двух месяцев (121 час полета), а самый длинный отрезок насчитывал около 400 километров. Весила модельлетательного аппарата всего 89 килограммов и была оснащена кремниевыми солнечными панелями .

В середине 90-х сразу несколько подобных самолетов приняли участие в конкурсе «Berblinger»: перед ними стояла задача выйти на высоту в 450 метров и продержаться на энергии солнца порядка 500 Вт на квадратный метр крыла. Приз в 1996 году получила модель профессора Войта-Ницшманна из университета Штутгарта, чей Icare II имел 25-метровое энергетическое крыло площадью 26 кв. метров.

В 2001 году «солнечный» беспилотник компании AeroVironment под названием Helios, разработанный специально для НАСА и имевший размах крыла более 70 метров, сумел подняться на высоту более 30 километров. Двумя годами позже он попал в зону турбулентности и пропал где-то в Тихом океане.

В 2005 году небольшой беспилотник с размахом крыла около 5 метров Алана Коккони и его компании AC Propulsion впервые успешно осуществил полет длительностью более 48 часов. За счет энергии, накопленной в дневное время, летательный аппарат был способен и на ночной полет. Наконец, в 2007-2008 годах англо-американская компания QuinetiQ осуществила успешные полеты своего летательного аппарата Zephyr продолжительностью 54 и 83 часа. Машина весила около 27 кг, размах крыла составлял 12 м, а высота полета превышала 18 км.

Проект самолета на солнечных батареях Solar Impulse вряд ли сумел бы выбраться из пеленок чертежей и набросков, если бы не энергия неутомимого Бертрана Пикара - врача, путешественника, бизнесмена и авиатора-рекордсмена. Впрочем, похоже, помогли и гены.

Дед инноватора Огюст Пикар - знаменитый физик, друг Эйнштейна и Марии Кюри, один из пионеров авиации и подводного дела, изобретатель первого глубоководного аппарата и стратостата. Преодолев на воздушном шаре 15-километровую высоту в начале 30-х, он стал первым человеком в мире, собственными глазами увидевшим кривизну поверхности земного шара.

Затем Огюста потянуло вниз, и изобретатель построил глубоководный аппарат, который назвал батискафом. После нескольких совместных погружений его сын Жак Пикар настолько увлекся исследованием тайн Мирового океана, что стал одним из первопроходцев, побывавших на дне Марианской впадины (глубина 11 км.). Затем, взяв за основу работы отца, Жак построил первую в мире субмарину для туристов, а также мезоскаф для исследования Гольфстрима.

Благодаря отцу Бертран Пикар, родившийся в 1958 году, еще в детстве получил уникальную возможность лично познакомиться с выдающимися людьми, во многом определившими его будущее: знаменитым швейцарским пилотом-спасателем Германом Гейгером, с которым он совершил первый перелет через Альпы, дайвером-рекордсменом Жаком Майолем, учившим его погружению во Флориде, одним из столпов мировой космонавтики Вернером фон Брауном, познакомившим его с астронавтами и сотрудниками NASA.

В 16-летнем возрасте, возвратившись из Флориды после очередного практического курса глубоководных погружений, Бертран совершил свое первое воздушное путешествие, открыв для себя дельтаплан. Стоит ли удивляться, что именно он вскоре стал одним из пионеров этого вида спорта в Европе. Спустя годы Пикар не только стал основателем Швейцарской федерации дельтапланеризма и профессиональным инструктором, но и испробовал все, что только возможно: воздушную акробатику, запуск с воздушного шара, парашютный спорт. Несколько раз Пикар становился чемпионом Европы в этом виде спорта, наконец, он был первым, кто перелетел швейцарско-итальянские Альпы на мотодельтаплане.

Незаметно «воздушное» хобби стало для него еще и профессиональной лабораторией. Заинтересовавшись поведением людей в экстремальных ситуациях, Пикар поступил на отделение психиатрии и через несколько лет получил докторскую степень медицинского факультета университета Лозанны в области психотерапии, после чего открыл собственную практику. Предметом особого интереса для Бертрана стали техники медицинского гипноза: недостающие знания он получал как в университетах Европы и США, гак и у последователей даосизма в Юго-Восточной Азии.

Именно этот интерес снова вернул Пикара в небо. В 1992 году компания Chrysler устроила первую в истории трансатлантическую гонку на воздушных шарах, получившую название Chrysler Challenge. Бельгийский авиатор Вим Верштратен пригласил Пикара в качестве второго пилота - он был уверен, что наличие па борту психотерапевта, владеющего практикой гипноза, может оказаться неплохим преимуществом перед остальными командами. Так и получилось. Экипаж Верштратена и Пикара легко выдержал марафон и выиграл историческую гонку, приземлившись в Испании посте пятидневного перелета длиной в пять тысяч километров.

Для Пикара полет стал не просто откровением, а еще и новым способом взаимодействия с природой. После 18 лет полетов на дельтаплане у него появилась новая мечта - облететь весь мир без мотора и руля, положившись на волю ветра.

И мечта сбылась. Пусть и не с первой попытки. Спонсорами выступили швейцарский производитель часов Breitling и Международный олимпийский комитет. 12 января 1997 года, после трех лет подготовки, воздушный шар под названием Breitling Orbiter взлетел с аэродрома в Швейцарии, но из-за технических неполадок уже через шесть часов приземлился. Breitling Orbiter 2 отправился в полет в феврале 1998 года, но снова не добрался до точки назначения. На этот раз остановка произошла в Бирме, после того как китайские власти отказали Пикару в предоставлении воздушного коридора. Этот полет стал самым длительным путешествием на воздушном шаре в истории (более девяти дней), но цель все еще не была достигнута.

Наконец, третий шар покинул Швейцарию в марте 1999 года и приземлился в Египте после непрерывного полета длительностью почти в 20 суток и протяженностью более 45 тысяч километров. Своим беспрецедентным путешествием Пикар побил семь мировых рекордов, заработал несколько почетных научных званий и вошел в энциклопедии наряду со знаменитыми отцом и дедом.

Breitling Orbiter 3 разместился в Смитсоновском музее воздухоплавания и космонавтики в США, а Бертран Пикар написал несколько книг и стал желанным гостем на многочисленных лекциях и семинарах.

В 2003 году неутомимый Пикар объявил о новом, еще более амбициозном начинании, взявшись за создание пилотируемогосамолета на солнечных батареях , способного облететь весь земной шар. Так появился проект Solar Impulse .

Партнером Пикара и незаменимым СЕО компании стал швейцарский пилот и бизнесмен Андре Боршберг. Он родился в Цюрихе, закончил инженерный факультет Федерального политехнического института в Лозанне (EPFL), получил в легендарном Массачусетском технологическом институте степень в области менеджмента, и с тех пор накопил огромный опыт в качестве основателя и управляющего самых разных бизнес-проектов. Кроме того, с ранних лет Андре увлекался авиацией - учился в школе ВВС Швейцарии и получил не один десяток лицензий, дающих право профессионального управления самолетами и вертолетами всех мыслимых категорий.

Пять лет Боршберг проработал в одной из крупнейших консалтинговых компаний мира McKinsey, после чего основал собственный венчурный фонд, вывел в свет две компании в области высоких технологий и создал благотворительный фонд.

В 2003 году в Лозанне Пикар и Боршберг провели предварительные исследования, подтвердившие принципиальную инженерную возможность реализовать концепцию Пикара. Расчеты подтверждали, что создать летательный аппарат на солнечных батареях теоретически возможно. В ноябре 2003 года проект был официально запущен, и начались разработки прототипа.

Начиная с 2005 гола в Королевском институте метеорологии в Брюсселе моделировались пробные виртуальные полеты модели самолета в реальных условиях аэропортов Женевы и Цюриха. Главной задачей был расчет оптимального маршрута, ведь долго находиться под облаками, закрывающими солнце, СОЛНЕЧНЫЙ САМОЛЕТ не мог. И наконец, в 2007 году началось изготовление самолета.

В 2009 году первенец HB-SIA был готов к испытательным полетам. В процессе создания конструкции перед инженерами стояли две основных задачи. Нужно было минимизировать вес летательного аппарата , одновременно добиваясь максимальной энерговооруженности и эффективности. Первая цель была достигнута за счет использования углеродного волокна, специально разработанной «начинки» и путем избавления от всего лишнего. К примеру, кабина пилота не имела системы обогрева, так что Боршбергу пришлось использовать специальный термокостюм.

Главным, по попятным причинам, стал вопрос получения, накопления и оптимального расходования солнечной энергии. В типичный полдень каждый квадратный метр земной поверхности получает около тысячи ватт или 1,3 «лошадиных силы тепла». 200 квадратных метров фотоэлементов с 12-и % КПД вырабатывают около 6 киловатт энергии. Много ли это? Скажем так, примерно столько же было в распоряжении легендарных братьев Райт в 1903 году.

Па поверхности крыла СОЛНЕЧНОГО САМОЛЕТА было смонтировано более 12 тысяч ячеек. Их эффективность могла бы быть и выше - на уровне тех панелей, что устанавливаются па МКС. Но более эффективные ячейки обладают и большим весом. В невесомости это не играет роли (скорее уж - при подъеме энергетических ферм на орбиту при помощи космических «грузовиков»). Однако СОЛНЕЧНЫЙ САМОЛЕТ Пикара должен был продолжать полет ночью, используя накопленную в аккумуляторах энергию. И вот тут каждый липший килограмм играл критически важную роль. Именно фотоэлементы оказались самым тяжелым компонентом машины (100 килограммов, или около четверти веса летательного аппарата), так что оптимизация этого соотношения стала самой сложной задачей для команды инженеров.

Наконец, на СОЛНЕЧНЫЙ САМОЛЕТ установили уникальную бортовую компьютерную систему, оценивающую все параметры полета и предоставляющую необходимую информацию пилоту, а также наземной команде. В общей сложности инженеры Solar Impulse в процессе реализации проекта создали около 60 новых технологических решений в области материалов и солнечной энергетики.

В 2010 году начались первые и весьма успешные тестовые полеты, а уже в июле Андре Боршберг совершил свой исторический круглосуточный полет.

«К утру в батареях оставалось еще около 10 процентов заряда, - рассказывал воодушевленный Боршберг. - Это прекрасный и совершенно неожиданный для нас результат. Наш самолет размером с авиалайнер и весит как автомобиль, но потребляет энергии не больше, чем мопед. Это начало новой эры, причем не только в авиационной индустрии. Мы показали потенциал возобновляемой энергии: если уж мы можем на ней летать, то способны и на многие другие вещи. С помощью новых технологий мы можем позволить себе сохранить привычный уровень жизни, но потреблять гораздо меньше энергии. Ведь пока что мы слишком зависимы от двигателей внутреннего сгорания и цен на ресурсы!»

HB-SIA – технические данные прототипа

  • Высота полета - 8 500 м
  • Наибольшая масса - 1 600 кг
  • Крейсерская скорость - 70 км/ч
  • Минимальная скорость - 35 км/ч
  • Размах крыла - 63,4 м
  • Площадь крыла - 200 кв.м
  • Длина - 21,85 м
  • Высота - 6,4 м
  • Мощность силовой установки - 4×7,35 кВт
  • Диаметр винтов силовой установки - 3,5 м
  • Масса аккумуляторов - 400 кг
  • КПД солнечных батарей (11 628 монокристаллов) – 22,5%

Имеет ли солнечная авиация будущее? Разумеется, обещает Боршберг. В 1903 году братья Райт были уверены, что пересечь Атлантику на самолете невозможно. А спустя 25 лет Чарльз Линдберг сумел долететь из Нью-Йорка в Париж. Еще столько же лет потребовалось на создание первого 100-местного авиалайнера. Команда Пикара и Боршберга находится только в начале пути, максимальная скорость рабочего прототипа - не более 70 километров в час. Но первый шаг уже сделан.

Впрочем, в Solar Impulse уже знают, что будет дальше. В 2012-2013 годах прототип СОЛНЕЧНОГО САМОЛЕТА HB-SIB с обновленным оборудованием и постоянным давлением в кабине пилота должен совершить первое кругосветное путешествие на «солнечном крыле». Размах несущей поверхности составит около 80 метров - больше, чем у любого современного авиалайнера. Ожидается, что полет пройдет на высоте 12 километров. Правда, он не будет непрерывным. Для смены экипажа из двух пилотов потребуется пять посадок. Ведь полет при все еще невысокой линейной скорости займет более трех-четырех суток.

Как бы то ни было, проект Пикара вселяет оптимизм. Возможно, через пару десятилетий авиакомпании, наконец, перестанут повторять сакраментальную мантру о том, что скоро «нефть кончится». Кончится? Ну, и отлично. Будем летать не на керосине, а на солнечной энергии!


Топливные расходы – это одна из самых главных составляющих себестоимости полета на самолетах . Но благодаря таким разработкам как Sunseeker Duo , в будущем, возможно, от них вообще удастся избавиться, и воздушные средства передвижения все без исключения станут электрическими .




Сразу несколько команд разработчиков по всему миру работают над созданием новых электрических самолетов, которые будут быстрее, экономнее и выносливее, чем предыдущие модели. Среди самых известных из них можно называть Бертрана Пикара и Андре Борщберга, разработавших , и Эрика Пеймонда, представившего недавно на выставке AERO Global Show for General Aviation свое новое детище – Sunseeker Duo.

Sunseeker Duo – это первый в мире электрический самолет, который может нести на себе не одного человека, а сразу двух. Создан он на основе серийного немецкого планера Stemme S-10, дополненного электродвигателем, аккумулятором и солнечными панелями на крыльях.



Размах последних составляет 23 метра, и вся эта поверхность покрыта солнечными панелями, которые могут вырабатывать электричество прямо во время полета. На одном только полном заряде аккумуляторов Sunseeker Duo может летать лишь 25 минут, но при отличной погоде и отсутствии облачности это время вырастет до нескольких часов – пока солнце будет светить на его крылья, самолет будет летать. При этом данный летательный аппарат все также может функционировать в режиме планера, так что все эти параметры автоматически увеличиваются в несколько раз, ведь двигатель в таком варианте полета нужен лишь для набора высоты.



Интересен тот факт, что создание электрического самолета Sunseeker Duo смогло осуществиться благодаря сайту Kickstarter, на котором Эрик Пеймонд собрал сумму, необходимую для осуществления своего проекта.

Создатель Sunseeker Duo называет свое детище самым быстрым в мире электрическим самолетом, правда, нигде не указывает, с какой максимальной скоростью тот может лететь.

В апреле 2017-го миллиардер Виктор Вексельберг заверил Владимира Путина, что группе компаний «Ренова» под силу создать летательный аппарат, работающий исключительно на энергии Солнца, а заодно и установить с его помощью мировой рекорд. Что изменилось за прошедший год?

Федор Конюхов на борту летающей лаборатории Stemme 12. Фото Денис Белозеров

26 июля 2016 года Андре Боршберг и Бертран Бекар завершили первый в истории кругосветный полет на летательном аппарате, работающем исключительно на солнечной энергии, - Solar Impulse 2. Чтобы облететь земной шар, экипажу Solar Impulse 2 потребовалось чуть больше года, а 117 часов и 51 минута перелета из Японии на Гавайи стали рекордом по продолжительности полета на солнечных батареях. Побить рекорд швейцарцев намерена российская команда проекта «Альбатрос». Пролететь 33 000 км вокруг света исключительно на энергии солнца без использования ископаемого топлива и без остановок планируют за неделю.

Когда ждать полета

Проект реализуется в три этапа, и сейчас «Альбатрос» находится на первом из них: команда проекта испытывает технологические решения на летающей лаборатории - самолете Stemme S12. Ключевыми технологическими составляющими будущего солнечного планера станут гибкие солнечные гетеропереходные панели и гибридные накопители энергии. Эти панели, установленные на самолете Stemme S12, в течение года будут тестироваться на устойчивость к разным погодным условиям, низким температурам и давлению. Затем настанет черед второго этапа - проектирования и строительства планера для рекордного полета с учетом полученных в ходе испытаний данных. Наконец, третьим, заключительным, этапом станет сам кругосветный полет.

Российский планер должен стартовать в 2020 году, а пилотировать его будет путешественник Федор Конюхов, который уже совершил пять кругосветных плаваний и, в частности, установил рекорд, облетев на воздушном шаре вокруг Земли за 268 часов. Сейчас Конюхов осваивается в статусе авиатора и проходит обучение на пилота в минском Авиационном учебном центре «Даймонд».

Стоимость проекта пока прогнозировать сложно, бюджет может измениться из-за многих причин, главные из них - технологическая составляющая и непредвиденные логистические расходы. Технологическим инвестором проекта выступила группа компаний «Ренова».


Летающая лаборатория Stemme S12. Фото Денис Белозеров

«Мы создаем первую в мире летающую лабораторию в области фотовольтаики. В этом году мы планируем полеты в самых разных условиях: в предгорьях Эльбруса, на Камчатке, Урале, в Подмосковье. Все это поможет собрать больше данных о работе гибких солнечных панелей в самых разных и неожиданных условиях», - говорит директор по развитию высокотехнологичных активов группы компаний «Ренова», председатель совета директоров АО «Ротек» Михаил Лифшиц.

Летающая лаборатория - уникальный испытательный комплекс, который позволяет наблюдать за работой солнечных панелей и накопителей в условиях, в которых никто ранее их не испытывал. Фактически команда проекта «Альбатрос» выступает сегодня в роли первопроходцев.

Какие технологии применяются

Для создания энергетически автономного летательного аппарата необходим в первую очередь высокоэффективный источник энергии. Специально для проекта «Альбатрос» Научно-технический центр тонкопленочных технологий в энергетике при МФТИ им. Иоффе разработал технологию изготовления так называемых гибких гетеропереходных солнечных ячеек с КПД более 22%. Такие ячейки сочетают преимущества тонкопленочной и поликристаллической технологий - они способны улавливать рассеянный солнечный свет и могут быть установлены на всей поверхности самолета.

Система хранения энергии будет основана на гибридных накопителях, которые состоят из литий-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов. Первые обеспечат высокую емкость накопителя, а вторые будут эффективным буфером для предохранения от повышенных нагрузок и перегрева литий-ионных АКБ. Суперконденсаторы разрабатывает и производит компания «ТЭЭМП», входящая в группу «Ренова». Благодаря особой конструкции, использованию специально разработанных электролитов и катодного материала суперконденсаторы «ТЭЭМП» обладают малым весом и работают при экстремальных температурах (до -65 °C).

Такие высокоэффективные источники энергии позволят избежать довольно распространенной в авиации неполадки - «теплового разгона», при котором происходит короткое замыкание накопителя из-за его высокой температуры. Перегрев аккумуляторов на маршруте Япония - Гавайи стал причиной приостановки полета Solar Impulse 2 почти на 9 месяцев.

Что потом

Беспилотные летательные аппараты, использующие энергию Солнца, могут прийти на замену спутникам. Источником энергии для электрических систем авиадвижения станет сочетание солнечных панелей и небольшого, но эффективного двигателя. Дальнейшее развитие такого рода технологий позволит применять разработки электродвижения для грузовых и пассажирских перевозок, что, в свою очередь, приведет к экономии ресурсов и сохранению окружающей среды.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!